Памятка по противодействию коррупции в ОАО "Доломит"

 Настоящая Памятка подготовлена с целью ознакомления работников ОАО «Доломит» с основными требованиями законодательства о борьбе с коррупцией для лиц, приравненных к государственным должностным лицам. В настоящую Памятку включены извлечения из Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией", Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов. Источник получения информации – "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь". Настоящая Памятка подготовлена с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 апреля 2020 г., не является нормативным правовым актом, и ссылки на ее положения не имеют юридической силы. В случае принятия новых нормативных правовых актов положения настоящей Памятки применяются с учетом изменения законодательства.   

Раздел I. Понятие коррупции и субъекты коррупционных правонарушений

 Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) следующее:

Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Согласно статье 3 Закона субъектами коррупционных правонарушений являются:

1) государственные должностные лица;

2) лица, приравненные к государственным должностным лицам;

3) иностранные должностные лица;

4) лица, осуществляющие подкуп государственных должностных лиц или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

К государственным должностным лицам относятся, в частности, государственные служащие, а также лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, относятся в том числе:

  • лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, за исключением государственных должностных лиц;
  • лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
  • представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

Определение термина «должностное лицо» также дано в ст.4 УК и ст.1.3 КоАП.

Перечень должностей, относящихся к  государственным должностным лицам и перечень должностей лиц, приравненных к государственным должностным лицам, утверждаются генеральным директором ОАО «Доломит».

Организационно-распорядительные обязанности выполняют в первую очередь лица, осуществляющие руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т. п. Количество лиц, находящихся в подчинении, значения не имеет.

Административно-хозяйственные обязанности выполняют лица, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей (например, главные бухгалтеры и их заместители, заведующие складами, отделами снабжения, другие лица, имеющие право самостоятельного распоряжения материальными ценностями или осуществляющие контроль за их движением).

В некоторых случаях одни и те же лица выполняют как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные обязанности (руководитель организации, главный бухгалтер и др.).

Наличие подчиненных при осуществлении названных функций не обязательно.

Лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий, - это лица, уполномоченные принимать решения или выдавать документы, прямо и непосредственно влекущие установление, изменение или прекращение прав и обязанностей физических или юридических лиц.

Раздел II. Виды коррупционных правонарушений и ответственность за их совершение.

В статье 25 Закона содержится описание правонарушений, создающих условия для коррупции, в статье 37 Закона - описание коррупционных правонарушений.

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, в соответствии со ст. 25 Закона являются:

ü  вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;

ü  оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

ü  использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;

ü  участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;

ü  использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

ü  отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

ü  требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;

ü  нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

ü  создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

ü  делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;

ü  нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;

ü  требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

Согласно ст. 37 Закона  коррупционными правонарушениями являются:

ü  вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

ü  принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;

ü  предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

ü  действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

ü  незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой статьи 37 Закона;

ü  принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

ü  осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

ü  передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;

ü  использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;

ü  использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;

ü  мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями

Совершение и тех и других правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства

Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.

Указанная юридическая ответственность устанавливается УК, КоАП, ТК и иными законодательными актами.

Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.

Перечень коррупционных преступлений установлен совместным постановлением Генеральной прокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274 и в настоящее время включает 10 составов преступлений.

К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
  • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2, 3 статьи 235 УК);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 424 УК);
  • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 425 УК);
  • превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 426 УК);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
    • получение взятки (статья 430 УК);
    • дача взятки (статья 431 УК);
    • посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
    • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК).

За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП:

  • Ø по статье 11.16 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг),
  • Ø статье 11.77 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств),
  • Ø статье 21.17 (нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве),
  • Ø статье 23.83 (нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов), статье 23.84 (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи);
  • Ø статье 10.5 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение) и др.

Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен законодательством. Например, порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 ТК. Особенности дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников могут быть предусмотрены законодательством.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, создающее условия для коррупции, может быть привлечено к материальной ответственности.

Пределы материальной ответственности работника за допущенные нарушения устанавливаются законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.

Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность.

Например, в силу статьи 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Законодательством в отношении совершивших коррупционные преступления лиц также предусмотрены определенные правовые последствия в сфере служебных (трудовых) отношений.

В соответствии со статьей 22 Закона не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Этой же статьей определено, что назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, предусмотренным законодательными актами, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», которым установлен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в числе прочего указано такое обстоятельство, как нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.

Лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу.

Статьей 23 Закона установлены дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности. Нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию, являются грубым нарушением служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами. 

Раздел IV. Предупреждение коррупции

Государственное должностное лицо и лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах,  в соответствии со статьей 16 Закона подписывают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20 Закона.

В соответствии с частью второй статьи 17 Закона государственные служащие, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, подписывают обязательство по соблюдению ограничения на выполнение иной  оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Неознакомление государственного должностного лица с установленными ограничениями либо неподписание им обязательства не освобождает его от ответственности в случае нарушения требований антикоррупционного законодательства.

Неподписание обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности по статье 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.

Статьей 17 Закона установлены ограничения для лиц, приравненных к государственным  должностным лицам, для супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, о запрете:

  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.

 

В отношении лиц, приравненных к государственным должностным лицам, законодательными актами могут быть установлены иные ограничения (часть 6 статьи 17 Закона).

Статьей 11 Закона установлено, что государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией.

 

Возможные ситуации коррупционной направленности и рекомендации по правилам поведения

1. Провокации:

Во избежание возможных провокаций со стороны обратившихся за услугой граждан, должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности подразделения:

  • не оставлять без присмотра служебные помещения, в которых находятся посетители, и личные вещи (одежда, портфели, сумки и т. д.);
  • в случае обнаружения после ухода посетителя на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить руководству.

2. Вымогательство взятки:

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
  • не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
  • поинтересуйтесь о гарантиях решения Вашего вопроса в случае вашего согласия дать взятку или совершить коммерческий подкуп;
  • при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке;
  • по окончании разговора немедленно сообщить о данном факте руководителю предприятия и в правоохранительные органы.

3. Предложение  взятки:

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем как готовность или как категорический отказ принять взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
  • не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», позволить потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться» и сообщить Вам как можно больше информации;
  • при наличии диктофона постараться скрытно записать предложение о взятке;
  • по окончании разговора немедленно сообщить о данном факте руководителю предприятия и в правоохранительные органы.

Урегулирование конфликта интересов

В соответствии с ч. 1 статьи 21 Закона государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по работе, которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов.

Перечень ситуаций конфликта интересов (далее - Перечень):

1. Государственное должностное лицо является членом коллегиальной структуры (комиссия по закупкам, комиссия по работе с дебиторской задолженностью, комиссия по противодействию коррупции и др.), которая принимает решения в отношении:

  • организации, учредителем (участником), руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального органа управления которой является государственное должностное лицо, его супруг (супруга), близкий родственник или свойственник;
  • индивидуального предпринимателя, который является супругом (супругой), близким родственником или свойственником государственного должностного лица;
  • организации или индивидуального предпринимателя, перед которыми имеют имущественные обязательства должностное лицо, его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, либо организации, учредителем (участником), руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального органа управления которой является государственное должностное лицо, его супруг (супруга), близкий родственник или свойственник;
  • организации или индивидуального предпринимателя, которые имеют имущественные обязательства перед государственным должностным лицом, его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, либо организацией, учредителем (участником), руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального органа управления которой является государственное должностное лицо, его супруг (супруга), близкий родственник или свойственник;
  • организации или индивидуального предпринимателя, у которых государственное должностное лицо, его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники выполняют либо намерены выполнять оплачиваемую работу (например, ведут переговоры о трудоустройстве);
  • организации или индивидуального предпринимателя, от которых государственному должностному лицу поступило предложение о трудоустройстве;
  • организации или индивидуального предпринимателя, от которых государственное должностное лицо, его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники получали на безвозмездной основе имущество (подарки) или услуги;
  • организации или индивидуального предпринимателя, у которых государственное должностное лицо выполняет оплачиваемую работу (выполняло оплачиваемую работу в текущем и (или) предшествующем календарных годах).

2. Государственное должностное лицо принимает единоличное решение в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей, перечисленных в абз. 2–8 п. 1 Перечня.

3. Государственное должностное лицо готовит и (или) согласовывает (визирует) проекты документов (договоры, дополнительные соглашения и спецификации к ним, товаросопроводительные, платежные, таможенные документы и др.), связанные с деятельностью организаций или индивидуальных предпринимателей, перечисленных в абз. 2–8 п.1 Перечня.

4. Государственное должностное лицо дает индивидуальные (вне рамок коллегиальных структур) заключения по вопросам, связанным с деятельностью организаций или индивидуальных предпринимателей, перечисленных в абз. 2–8 п.1 Перечня.

5. Государственное должностное лицо осуществляет претензионно-исковую работу (участвует в осуществлении такой работы) с организациями или индивидуальными предпринимателями, перечисленными в абз. 2–8 п. 1 Перечня.

6. Государственное должностное лицо осуществляет контроль за законностью и обоснованностью своих собственных решений или решений своих непосредственных руководителей.

7. Государственное должностное лицо проводит проверку в порядке внутрихозяйственного контроля или служебное разбирательство (участвует в проведении такой проверки или такого разбирательства), в ходе которых дает оценку (участвует в оценке) деятельности:

  • работника, являющегося его супругом (супругой), близким родственником или свойственником;
  • подразделения, возглавляемого его супругом (супругой), близким родственником или свойственником.

8. Государственное должностное лицо принимает решения (участвует в принятии решений) о приеме на оплачиваемую работу (по трудовому договору, договору подряда и др.) своих супруга (супруги), близких родственников или свойственников и (или) определении условий такой работы.

9. Государственное должностное лицо принимает кадровые решения (участвует в принятии кадровых решений) в отношении своих супруга (супруги), близких родственников или свойственников (аттестация, перевод на другую должность, привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности, поощрение и т. п.).

10. Государственное должностное лицо имеет доступ к информации, которая затрагивает его личные интересы и (или) личные интересы его супруга (супруги), близких родственников или свойственников, однако при этом не имеет права принимать в связи с этим какие-либо решения или участвовать в принятии решений.

11. Государственное должностное лицо принимает индивидуальные подарки (бесплатные услуги) от непосредственного подчиненного или подконтрольного ему работника.

   Примечание: данный  Перечень не является исчерпывающим.

Уведомление оформляется по установленной форме. К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы и документы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении.

Самоотвод также оформляется в письменном виде.

В самоотводе, уведомлении о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения указываются:

а) должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, на имя которого направляется уведомление;

б) ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе.

Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по работе.

Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.

Руководитель структурного подразделения (непосредственный руководитель государственного должностного лица) при получении уведомления (докладной) о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов, самоотвода  и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода, незамедлительно (не позднее 1 дня) информирует генерального директора докладной запиской, в которой подробно указывается суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, отношение работника к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы), значимость конфликта интересов.

Руководитель структурного подразделения, члены комиссии по противодействию коррупции, иное должностное лицо при выявлении наличия признаков реального или потенциального конфликта интересов, его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии, незамедлительно уведомляют генерального директора о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов уведомлением (докладной запиской), в котором подробно указывается суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, значимость конфликта интересов. К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы и документы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении.

 Сведения о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения также могут быть получены:

  • от работников организации;
  • от руководителей  структурных подразделений;
  • из обращений граждан и юридических лиц;
  • публикаций в средствах массовой информации;
  • в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах работника и выполняемых им трудовых обязанностях;
  • из других источников.

Прием и регистрация уведомлений осуществляется секретарем комиссии по противодействию коррупции Общества (лицом, уполномоченным председателем комиссии по противодействию коррупции, на время его отсутствия).

Примечание: в ОАО «Доломит» приказом № 91 от 24.03.2020 утверждено Положение о порядке урегулирования конфликта интересов.

Раздел V. Устранение последствий коррупционных правонарушений

В силу статьи 43 Закона денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Порядок сдачи, учета, хранения, оценки и реализации такого имущества определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с Постановлением Совета Министров № 45 от 22.01.2016 «Об утверждении Положения о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей»государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять ОАО «Доломит», обо всех случаях получения имущества, в том числе подарков с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту работы.

Заявление о получении имущества (далее - заявление) оформляется в произвольной форме и в течение трех рабочих дней со дня получения имущества (при получении его во время нахождения в служебной командировке - в течение трех рабочих дней после возвращения из нее, исключая день прибытия) представляется уполномоченному генеральным директором должностному лицу из числа членов комиссии по противодействию коррупции.

К заявлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость имущества (платежный документ, товарный чек, иной документ).

Регистрация заявления производится уполномоченным должностным лицом, в день его подачи в журнале регистрации заявлений о получении имущества.

Одновременно с подачей заявления должностное лицо в присутствии  уполномоченного должностного лица передает имущество на хранение материально ответственному лицу, уполномоченному генеральным директором.

Примечание: в ОАО «Доломит» приказом № 96 от 26.03.2020 утвержденоПоложение о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей в ОАО «Доломит»

При невозможности сдачи имущества по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также возместить в республиканский бюджет стоимость работ, услуг, которыми оно незаконно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства.

Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства и поступившие на банковский счет супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, подлежат перечислению в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество либо возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость работ, услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.

Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и реализации в порядке, установленном законодательством для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость работ, услуг, полученных с нарушением этого порядка, - перечислению в республиканский бюджет».

Одной из достаточно значимых мер по устранению последствий коррупционных правонарушений является предусмотренная статьей 41 Законом возможность отмены решений, принятых вследствие подкупа либо в результате совершения правонарушений, создающих для него условия. При этом решения могут быть отменены:

  • государственным органом, иной государственной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие;
  • вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей государственной организацией, вышестоящим должностным лицом;
  • судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.

 

Additional information